Аня Мохова, на празднике в День защиты детей, говорила детям свои пожелания, от имени Покахонтас, индейской принцессы. И одним из них было то, чтобы они никогда не узнали, что такое "школьная резервация". Многие из наших клиентов потом говорили, что у них это вызвало сильные эмоции. А после праздника подошла женщина лет 50-ти и сказала, что праздник конечно замечательный и мы молодцы, но слова про резервацию это что то с чем то. И она крайне этим возмущена. И я знаете, сказала все что думаю про школы. Потому что мне и правда больно, что к детям в них относятся, как к заключенным.

Вот мы вынашиваем идею школы. И Ковчегом восхищаемся, и Саммерхилом. Вполне конкретная у нас будет школа. Школа - не тюрьма. Интересная школа. Такая, в которой над ребенком не будет зависать глобальное чувство вины уже только за то, что он смеет не знать все, что знают учителя.

Это вообще моя боль конечно - сады и школы. С институтами как-то попроще. Там ты вроде бы уже взрослый, и пубертат прошел и у тебя есть шанс сохранить остатки гордости, достоинства и собственно личности. А вот садики и школы (а самое главное работники системы образования в классическом понимании) - это правда боль. Один ребенок как то поменялся со мной ролями на сеансе детской терапии, и предложил побыть учеником 3-го класса. А сам встал на место учителя. И тут я услышала и содрогнулась. Потому что мало того, что я самая тупая из класса, так я еще и глухая, и слепая и завтра меня отправят в коррекционный класс для умственно отсталых. Ребенок орал на меня, надрывал горло, и я знала что это все - о его боли. О его страхе. О его уже глобальном недоверии к миру взрослых. Ведь если нас учат такие люди, чего ждать от остальных? Как можно доверять родителям, которые отправляют своих детей в такие места? И еще сердятся, если ребенок не получает хороших отметок?

Прочитала Млодик "Современная школа и как в ней выжить". Столько там всего нужного и важного про личность педагога! Как же больно, что именно эти угрожающие педагоги не готовы читать такие книги и понимать о чем они.

Так вот про школу. Мою и нашу. Также как и в нашем садике личность педагога и людей, работающих с ребенком будет самым важным аспектом. Пока педагог тащит личное в работу, пока он не осознает что и как с ним происходит, пока он несчастлив, закрыт, стереотипен - вряд ли он может что-то дать детям. Поэтому тем, кто приходит к нам работать нелегко. Но им этот выбор приходиться делать в самом начале. И уж если согласились начинается главная работа. Работа педагога со своей профессиональной частью личности. Также как и в садике главным человеком в школе будет психолог (не в смысле вертикали власти а в смысле человека, помогающего разобраться с завалами, мешающими формированию здоровых отношений в образовании детей). Который будет работать с этой святой троицей - родитель, ребенок, педагог. Школа будет ориентирована на детей, а не на родителей (как это заведено для частных образовательных учреждений, где как мама сказала, так и будет) и не на педагогов (как в большинстве государственных школ). Это значит - что школа будет для детей. Она будет им интересна. Она будет им полезна. Она будет местом, где они смогут себя реализовывать, пробовать, искать, находить, говорить, разрешать конфликты без ущерба для себя и других. Школа, где мотивация к обучению будет внутренняя. Ведь вы знаете, что мотивация извне даже если и работает то недолго и некачественно.

И да, к вопросу о современной школе. Она нужна педагогам и родителям. Но не детям. И это противоественно, когда большая часть людей на вопрос с чем ассоциируется слово "учеба" и "школа" говорят "тяжкая ноша", "повинность", "тюрьма". Ведь учиться и расти это нормальный естественный процесс. Это все результат оценочной системы, поощрений и наказаний и прочих неестественных и черезодноместовыдуманных способов внешней мотивации. Ну это и до меня много кто уже сказал, написал, но мне кажется об этом надо орать с транспорантами в уши родителям, искренне полагающим, что школа как она есть сейчас - нужна их детям.

На примере нашего домашнего сада могу точно сказать - проблему с мотивацией решили. Как показали два года работы в саду - внутренняя мотивация ребенка к обучению растет при наличии здоровых отношений с родителями, персоналом сада и коллегами по садовскому цеху (коллеги надо сказать всех возрастов и полов, что увеличивает шансы на воссоздание минимакета социума). Дети научились не только получать информацию от педагогов, не только ее усваивать, но и научились придумывать как ее добыть, как взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, как давать кому-то информацию. И куда применить. Очень много у нас таких неразрешенных задач для детей - они учатся думать. Очень многое направлено на познание самого себя - они учатся чувствовать свои желания и потребности. Их психологическая зрелость, отсутствие оценок личности ребенка, игнорирование похвалы и наказания как неээфективного метода мотивации (мотивация никогда не может быть внешней, запомните это еще раз!) , ориентация на здоровый интерес и любознательность детей, работа с инфантильными чертами их личности (никуда не деться, но инфантильность одна из самых больших проблем нашего общества), уважение личных границ, работа с родителями в этом направлении - все это дает очень много ресурса детям.

Видели взрослых, которым чтобы почувствовать счастливыми себя нужно минимум в цирк Дюсолей сходить, а не на обычной карусели покататься, взрослых со скучающими лицами, взрослых, распухших от потребления, но так и не удовлетворенных, недовольных? Там нет ресурса, нет связи с собой, нет мотивации узнавать новое. Это выпускники государственных школ, это дети, от которых ожидали, это носители оценочного отношения к миру. Так вот и дети.

Классическая система образования делает все, чтобы убить мотивацию и научить потребительскому отношению ко всему. И даже отдельно взятый учитель ничего не может с этим сделать. Поэтому я наверное уже даже и не мечтаю. Я уверена, что хочу школу. Адаптивную. Творческую. Здоровую. Психологическую. Где свобода= ответственность. Где уважение - не рабство. Где любовь - настоящая, без слипания, в том числе и к себе. Где нет обиженных или виноватых - есть те, кто еще не научился договариваться, но уже учится. Как то так, дружочки. И вот еще. Нас позвали на конференцию в Прагу. Именно по этому вопросу мы там и будем выступать. Про мотивацию. И про личность педагога и ребенка. Очень рада))))) Расплакалась, когда узнала)))) Значит интересно, значит нужно, значит важно это. Это все еще заниженная самооценка моя. У меня то в детстве такой меня и моих коллег не было. Но я работаю с этим)))))