Может кому-то покажется странным, что психолог будет рассуждать на тему обучения плаванию. Может вам кажется, что про это должен писать человек, имеющий непосредственное отношение к воде, вышкам, баттерфляю и кролю? На самом деле, про плавательные техники я ничего не знаю и в этом ничего не понимаю. Но я хочу рассказать о том, что точно надо делать родителям, если они хотят, чтоб их дети научились плавать.

Урок 1: Дайте ребенку привыкнуть к воде.

Я сама очень люблю воду и летом при первой возможности еду на моря, бегу на речки и озера чтобы расслабиться, поплавать, поваляться на берегу. И я конечно же видела много историй про замученных детей и раздраженных родителей, для которых этот замечательный отдых омрачался «уроками плавания». К чему только не прибегают родители, чтоб их чада перестали бояться воды и научились плавать. Некоторым детям угрожают: «Не зайдешь в воду, вообще с речки уйдем», « Хватит плакать, а то больше не возьму тебя с собой!». Некоторых детей уговаривают, подкупают: «Давай еще разочек поучимся и будешь играть», «Зайди в воду, дам конфетку» и т.д. Некоторых детей родители унижают, думая что это подходящий способ обучения: «Ну что ты ревешь как девчонка! Страшно ему нырять! Вот я в твои годы…. И вообще, меня дядька посреди речки выкинул и сказал плыть к берегу!». В эти моменты я очень сочувствую деткам – собственно, моё сочувствие и послужило причиной для написания статьи.

Давайте просто поразмышляем над тем, что такое для ваших детей озеро, речка или море? На самом деле, для них это огромное водное пространство, неопознанный объект, неподвластная контролю стихия. Когда-то давно, когда вашему малышу был месяц–два, для него водное пространство было привычной средой, так как он целых 9 месяцев провел в животе у мамы в околоплодных водах. А после этого ваш малыш рос и развивался, находясь (скорей всего) на суше, вдали от морей и океанов. И конечно же, бегать ножками по земле для него привычнее, чем находиться в воде. Поначалу тревогу у него может всё: и огромные просторы, и неприятные мокрые ощущения, и непонимание, что со всем этим добром делать.

Не подталкивайте и не заставляйте его входить в речку. В скором времени ему самому захочется помочить ножки и искупаться. Если его заставлять, то страх только вырастет – а с ним и сопротивление.

Урок 2: Свободный контакт.

В детской природе заложена потребность играть, возиться с глиной, песком, водой – так как контакт с ними имеет и развивающее, и терапевтическое воздействие. И ваш ребенок это тоже чувствует и в нуждается в этом. Поэтому на берегу ребенок, который не боится воды, постоянно пытается зайти в водоем, поплескаться, поиграть с водой. Родителю надоедает контролировать малыша. Мамы и папы начинают тревожиться и бояться, что ребенок зайдет очень глубоко, захлебнется, замерзнет или заболеет. Поэтому многие родители без объяснения причин просто не подпускают детей к воде. А еще, по моим наблюдениям, восемьдесят процентов родителей начинают запугивать детей, чтобы они не ходили к воде. Родители говорят, что дети могут утонуть, что их съест акула, водяной за ногу утащит и т.д. Когда ребенок слушает запугивания родителей, он воспринимает их слова за «чистую монету» и начинает бояться, при этому у него может появиться не страх самой воды, а страх глубины.

Предоставьте своему ребенку возможность максимально долго и максимально свободно контактировать с водой. Вы можете набрать перед походом на речку игрушки, с которыми он может поиграть, оградить ему территорию в воде, чтоб глубоко не заходил. Договаривайтесь с ребенком о том времени, которое он будет проводить в воде и на суше.

Дорогие родители, не забывайте, что когда вы приходите на водоем, ваш ребенок заранее настраивается на то, что он будет проводить в воде больше времени чем на суше. И когда это ожидание не оправдывается, вам он тоже вряд ли даст отдохнуть.

Урок 3: Свой опыт

Когда ребенок не боится воды и у него есть возможность проводить в ней достаточно времени, то рано или поздно он начинает экспериментировать и пробует сам плавать. Пробует робко, неумело, возможно с нарукавниками. И вот тут поджидает еще одна проблемка: родители непременно начинают давать ценные указания, как надо грести руками, как двигать ногами, и ещё массу вариантов того, как именно надо плавать. Ребенок из всего этого «потока помощи» понимает только одно – он все делает не так! Это мешает ему пробовать, получать собственный опыт. А на самом деле, только личный опыт, только понимание «как именно мне удобно», только свои победы и ошибки помогут ему научиться плавать. И выслушивание инструкций и критики здесь только мешает.

Я научилась плавать лет в 9-10. И помогла мне в этом…. подруга. Она была ровесницей. Пошли с ней на речку, брызгались в «лягушатнике». Родители никогда меня не запугивали и от воды не отгоняли, я и сама хорошо понимала, что на глубину заходить не надо, не выплыву. Хотя под водой плавать уже умела. Критики подружки Аньки я не боялась, она на меня не ругалась, просто что-то объясняла и показывала. Для меня это было больше игрой, чем занятием. Ну и подействовало.

Дайте ребенку возможность самому пробовать плавать, расслабиться в воде. Ваша критика не поможет, а только испортит настроение. Часто дети сначала учатся нырять и плавать под водой, а потом уже на воде. Позвольте ему приобрести свой опыт – он гораздо эффективнее тысячи ваших замечаний.

Дорогие родители, вы сами можете испробовать предложенные мною уроки и убедиться в их эффективности, а можете продолжать нервничать на берегу, пока ваш малыш делает, возможно, безуспешные попытки научиться плавать. Прежде чем человек самостоятельно научиться плавать, может пройти не один год. Но, как мы с вами знаем, однажды научившись – не разучится никогда. Так пусть процесс будет долгим, зато надежным и эффективным. Верю в вас и ваших деток.

Автор: психолог центра «Вместе» Анна Мохова