Приведя малыша в мир природы, не так важно знать, как чувствовать.

Рейчел Карсон

Чувственный опыт является самым важным в период дошкольного развития ребенка. Он связывает внешний мир ребенка с внутренним, часто недоступным для взрослых, миром. Главным источником чувственного опыта на протяжения тысячелетий была природа - восприятие природы всеми органами чувств, познание природы, свободная игра на природе. Чем богаче природное окружение ребенка, чем больше ребенку предоставлено свободы на природе, тем выше творческий потенциал ребенка, тем гармоничнее его развитие. Скупое предметное окружение тормозит развитие и интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

Сейчас мы видим все меньше детей, свободно играющих на природе. Родительские запреты обусловлены тревогой за безопасность ребенка, а прогулка в сопровождении взрослого в наш век нарастающей интеллектуализации кажется родителям не стоящим времяпровождением. Как следствие, дети на сегодняшний день лучше знают персонажей компьютерных игр, чем растений и животных ближайшего окружения. Отсюда следующие довольно опасные для психического здоровья ребенка последствия - ограниченность чувственного восприятия, ощущение изолированности и отчужденности. Однажды родитель одного из дошкольников, в ответ на мою просьбу принести на следующее занятие шишки, спросил, где их можно купить. Об этом пишет Ричард Лоув, в своей книге «Последний ребенок с лесу», «в тех местах, где недостаток природы ощущается особенно остро, мы наблюдаем вспышку культурного аутизма».

Поэтому задача взрослых не увеличивать доступ к готовой информации, а помочь детям самим исследовать этот мир. Но для начала просто научится его чувствовать – видеть, осязать, ощущать на вкус и запах. Развивая у ребенка умение чувствовать природу, замечать в ней мельчайшие детали, мы обогащаем речь ребенка, что в дальнейшем скажется на умении писать и красиво выражать свои мысли. Мы вносим вклад в умение авторски, не стереотипно выражать себя в творчестве – рисунке, лепке и др. Как пишет Марина Осорина в своей замечательной книжке «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» «каждый внешний объект, интересный ребенку, становится толчком для мгновенной активизации внутреннего психического механизма, потоком рождающего новые образы, которые ассоциативно связываются с этим объектом… Сколько фантазий бывает вложено в камень у дороги, раскидистое дерево, в пещеру, в канаву с головастиками…бочку с дождевой водой и т.д. Как глубоко душевно прожиты все кочки и ямки, дороги и тропинки, деревья, кусты, строения, земля под ногами, в которой столько копались, небо над головой, куда так много смотрели. Все это составляет детский “феноменальный ландшафт” (ландшафт, субъективно прочувствованный и прожитый человеком).

Природный материал представляет для детей множество полифункциональных игрушек. Палка это и лошадка, и меч, и змея, листочки становиться для ребенка пирожками, одежкой для куколок, украшениями. Игра на природе может развернуться в целый приключенческий роман.

Богатое природное окружение формирует у ребенка внимательность, быстроту реакций, способность оценивать потенциальную опасность объектов. Когда ребенок предоставлен сам себе, когда взрослый его не торопит на прогулке, именно такое время является самым ценным для его развития. Развитое непроизвольное внимание позволяет замечать малейшие интересности, и в тоже время сканировать пространство на потенциальную опасность. Взрослея такой ребенок не будет искать в жизни опасности. Психологи утверждают, что ребенок хорошо знакомый с природой растет более уверенным в себе.

Хочется сказать об еще одной важной способности, которую формирует насыщенная природная среда. Это умение радоваться простым вещам, видеть великое в малом, приподняться над обыденностью. Люди, обладающие такой способностью меньше склоны к депрессиям. «Все — феноменально, все — невероятно. Никогда не относитесь к жизни как к обыденности. Быть духовным — значит изумляться» (Хешель А.И).

Освоение ребенком ландшафта должно быть не только пассивным созерцательным, но и активным познавательным.

Как мы можем разнообразить жизнь ребенка, вовлекая его в мир природы? Вот несколько простых идей:

  1. Погуляйте ночью с фонариком и понаблюдайте, как на него слетятся насекомые
  2. Сходите на прогулку после дождя и посчитайте земляных червей (они выползают, чтобы подышать воздухом, так как вода, заполняя ходы, мешает им).
  3. Отведите их на ручей попрыгать через камни, а потом покажите им, что прячется под этими камнями
  4. Понаблюдайте как ныряют пчелы в цветы
  5. Поиграйте в «цветочную аптеку», собирая ромашку, цветы липы, подорожник и выписывайте их выдуманным пациентам
  6. Зачерпните сачком из ближайшего пруда воды, вылейте в банку и понаблюдайте за пресноводными обитателями
  7. Собирайте гербарий
  8. Слушайте и собирайте звуки (можно потом попробовать их зарисовать)
  9. Собирайте разные перья и пытайтесь их зарисовать
  10. Можно сделать отпечаток паутины - возьмите с собой немного муки и несколько листов черной цветной бумаги. Пока паутина покрыта росой, посыпьте ее мукой. Затем подложите черную бумагу и снимите паутину. Отпечаток можно сохранить, если опрыскать паутину и бумагу светлым лаком.
  11. Зафиксируйте след животного, залив в него гипс
  12. Можно засунуть травинку в муравейник и потом попробовать муравьиную кислоту.
  13. В лесу можно попробовать что-нибудь на вкус, например, заячью капусту, смолу, березовый сок и кленовый сироп, главное быть осторожным и не переусердствовать.
  14. Можно вести журнал природы, записывая и зарисовывая погодные явления, веселые и интересные события. Раскладывать между страницами высушенные растения. А еще ребенок может написать сказку от имени пчелы: куда и зачем она полетела, заметила ли она нас и что про нас подумала.

Мы можем изъездить мир вдоль и поперек, увидеть разные страны и народы, но для дошкольников важнее хорошо знакомый малый кусочек мира, его постоянство, с одной стороны, успокаивает ребенка, с другой стороны, дает огромный толчок к развитию воображения. Как пишет Марина Осорина, «благодаря способности ребенка менять масштаб видения, пространство в восприятии ребенка может «пульсировать», то расширяясь, то сужаясь, как будто ребенок периодически приставляет к глазам подзорную трубу и направляет ее на интересующие его объекты. Таким образом, в «большом» мире можно увидеть много «малых» миров и вырастить их до размеров «большого». Например, небольшую лужу с грязью и сором на дне ребенок может увидеть как море с затонувшими кораблями. Или воспримет трещину в земле, через которую перебираются муравьи, как каньон, где надо навести мост из соломинки для спешащих путников».

Изучая мир только в горизонтальном направлении, мы рискуем потерять глубинные знания о нем. Наши предки не имели возможности уезжать далеко от своего дома, но знали об окружающем их малом мире гораздо больше.

Вы можете найти свое любимое место - «холм мечтаний», «липа для радостных мыслей». Или специальное «ваше время». Мы, например, с моими младшими братьями ходили каждый вечер «сумерничать» - смотреть как забираются в город сумерки или «пить чай с луной» - чаевничать при свете луны на природе. Пусть это станет вашим ритуалом, маленьким приключением. Не упускайте время – лето в нашей стране проходит безжалостно быстро, а детство - не бесконечно, важно успеть наполнить его, засеять росточками счастливых мгновений, которые будут поддерживать всю взрослую жизнь.