Недавно в программе занятий нашего центра появилась групповая консультация «Мой ребенок – первоклашка». Идея такой встречи возникла у меня давно. Ко мне редко приходят родители первоклассников, а вот родители детей, которые учатся во 2,3,4 классе приходят часто. Рассказывают о трудностях в школе, о том, что ребенок сам домашнее задание не выполняет, учиться не хочет, плохие отметки приносит, школу не любит, с учительницей ругается или боится её. А ведь многие проблемы можно было бы избежать, если бы родители обладали нужной информацией и во время смогли бы помочь своему чаду предотвратить беду. На самом деле я считаю, что поступление ребенка в школу – это огромный стресс для всей семьи. И адаптация происходит у всех членов семьи, а не только у малыша. С чего же все начинается?

Думаю, что начинается все с огромной родительской тревоги, которая начинает обуревать лет с 5, когда, например, воспитатели заводят речь о школе. Наших детей к суровым школьным будням начинают готовить именно с 5 лет, если не раньше. А то вдруг не успеет все буквы выучить, цифры запомнить, придет в школу и считать не умеет. Ужас - то! Требования к будущим первоклассникам и, правда, часто очень высокие. Кто их выдвигает?  Учитель? Школа? Министерство образования? Мамы и папы не задумываются над этим, не пытаются разобраться. А стараются как можно лучше и больше дать детям знания и навыки, которые якобы пригодятся в первом классе.  Кстати, на счет требований к первоклассникам, надеюсь, все изменится.  Говорят, что все-таки стали в верхах обращать внимание на возрастные особенности детей.

Родителей можно понять. Они хотят своим деткам самую лучшую школу, самых лучших учителей. Они так волнуются и переживают, что ребенка не возьмут. Вот и стараются. Но лучше ли от этого детям? Однозначно нет!!!

Во-первых, родительская тревога по поводу школы передается и детям. Сейчас многие шестилетки на вопрос  «Хочешь ли ты в школу?» отвечают отрицательно. Как-то не привлекательно она для них выглядит. Раньше столько внимания подготовке не уделялось. Для детей поход в первый класс был чем-то неизведанным, волнительным, но интересным. Сейчас же детки запуганы.

Во-вторых, то, как готовят детей к школе, иногда вызывает у меня ассоциацию с пытками. Их ЗАСТАВЛЯЮТ читать и писать. Они приходят после детского сада и садятся за свои уроки, некоторым детям нанимают репетиторов. Их маленький мозг вынужден справляться с чрезмерными физическими (попробуйте 40 мин в прописях пописать) и психологическими (давление со стороны воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования и это еще мы не поднимаем разборки в детском коллективе) нагрузками. А ведь многие упражнения и задания даются НЕ ПО ВОЗРАСТУ или НЕ ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ. Выше головы не прыгнешь. Пока ребенок не научился рисовать овал, прописную букву он не напишет. Но дети вынуждены идти против своей природы, им не дают выбора.

В-третьих, пока ребенка усиленно готовят к школе он пропускает тот этап, который должен проживать в данный момент времени. Дети не играют. Слишком мало времени  остается на их детскую жизнь. Прежде чем пойти в школу ребенок должен освоить все виды игры. Мало того, игры по правилам, игры-бродилки, активные народные игры, сюжетно-ролевые игры помогут вашему ребенку подготовиться к школьной жизни не хуже репетиторов. Много писать на эту тему не стану, т.к. не она на повестке дня.  Ребенок не умеющий играть по правилам хуже адаптируется и к школьным правилам, его психика еще не готова. А если игре и вовсе мало времени уделяется, то ваш малыш пропускает ЭТАП В РАЗВИТИИ, он его перескакивает, а это значит, чего-то ребенок лишился, не дополучил чего-то и это недополученное вылезет в самый неподходящий момент. 

В-четвертых, родители сами плохо представляют задачи начальной школы, а соответственно и ожидания их от своих детей будут не совсем адекватными. С самого первого учебного дня мамы и папы лишены покоя по поводу учебных отметок. Они постоянно ждут и бояться, что скажет учитель про их первоклассника, хорошо ли себя вел, со всем ли справляется, понимает ли задания, чем еще нужно позаниматься дома, что подтянуть?  Такое ощущение, что родители в связи со всеми этими заботами про собственных детей забывают. Большой процент деток медленно адаптируется к школьной жизни, иногда для привыкания требуется весь первый класс. Он, малыш-первоклашка, еще психологически не совсем созрел для учебной деятельности, не может усидеть 40 минут, не интересны ему школьные предметы, поиграть бы еще. Родители очень переживают за таких деток и начинают вести с ними долгие и нудные разговоры по поводу важности уроков, да и посещения школы вообще, наказывают, запугивают, ругают за плохое поведение. А от этого школьная адаптация первоклассника только затягивается.

Получается, что из-за родительской тревоги по поводу обучения в школе в первую очередь страдают дети. Они:

  • начинают учиться писать и читать раньше предусмотренного природой срока;
  • пропускают один из самых важных этапов в своем развитии, взрослении;
  • пытаются справиться не только со своей тревогой, но, и вынуждены что-то делать с тревогой взрослых (постоянно давать хорошие результаты, правильно выполнять задания, без ошибок);
  • идут в первый класс с представлением, что там, в школе, за все будут ставить отметки, учительница будет строгой и вести себя надо хорошо, счастья в жизни больше нет, т.к. ты теперь ученик;
  • выслушивают много негатива со стороны взрослых по поводу своего поведения и несерьезного отношения к учебе, занижается самооценка, ребенок начинает относиться к себе как к «плохому» ученику, человеку, перестает верить в себя;
  • не формируется мотивация к обучению, т.к. родители забирают всю ответственность себе (будят в школу, заставляют ребенка выполнять домашние задания, собирают ему ранец и т.д.)

Как же родителям справиться со своей тревогой и не помешать ребенку стать успешным учеником?

1. Осознать, для чего нужна начальная школа.

На протяжении всего первого класса, ваш ребенок будет учиться писать, считать, читать. Нет смысла в усиленной подготовке, т.к. весь материал он потом будет проходить в школе. Задача начальной школы – научить ребенка учиться. Вся программа рассчитана на подготовку к усвоению основных наук в средней и старшей школе. Т.е. дается база, благодаря которой ваш ребенок сможет изучать  предметы учебного плана. Начальная школа, потому и начальная, что только лишь ПОДГОТАВЛИВАЕТ ребенка к усвоению более серьезного материала, НАЧИНАЕТ путь человека в «большой мир».

Задачи начальной школы на государственном уровне:

  • создание условий для всестороннего развития личности;
  • подготовка к усвоению основ наук;
  • обеспечение преемственности с основным общим образованием;
  • удовлетворение познавательных потребностей учащихся посредством предметов учебного плана;
  • создание условий, сохраняющих здоровье учащихся и учителя.

2. Понять свою роль в жизни школьника.

Без помощи родителей ребенку, конечно, еще будет сложно справляться, но и всесторонний контроль и гиперзабота тоже ему помешают.

На мой взгляд, основной задачей родителя в первом классе является помощь ребенку в освоении нового режима.

  • пробуждение
  • одевание, завтрак и т.д.
  • приучение к режиму по часам (в 8:15 уже должны быть в школе)
  • планирование своего времени после школы
  • подготовка ко сну

И опять же, помощь здесь подразумевается как помощь, а не делание ЗА ребенка. А значит, первое время вы контролируете, как ребенок просыпается под будильник, обращаете его внимание, сколько времени осталось до выхода из дома, помогаете ему понять, когда и как легче выполнять домашнее задание и напоминаете, что пора готовиться ко сну. А далее мы передаем все эти задачи самому ребенку и находимся только на подхвате.

3. Настроиться на то, что трудности в школьной жизни могут быть, но это все исправимо.

Если при возникновении каких-то сложностей в усвоении материала, в общении с учительницей или одноклассниками еще, и вы впадете в панику, вашему ребенку будет очень сложно справиться.

При возникновении трудностей:

  • дайте себе время обдумать ситуацию, не начинайте сразу читать нотации или разбираться с ребенком;
  • обсудите происходящее с семьей, друзьями или участниками самой ситуации (если произошел конфликт, например);
  • продумайте, в чем именно должна заключаться ваша помощь ребенку. Если не усваивает материал, то нужно выяснить, что именно вызывает трудности и понять, компетентны ли вы в этом или обратиться к учителю, если возникает конфликт, то в чем именно причина и как помочь ребенку больше не попадать в такие ситуации и т.д.
  • помните, что не все в ваших силах. Например, переделать учителя, школу или одноклассников вы точно не можете.

Вот такие краткие рекомендации я бы дала в самом начале вашего совместного пути в школьную жизнь. Тема очень объемная и всесторонняя, но я уверена, что вы сможете справиться с любыми тревогами и переживаниями, если признаетесь себе в том, что они есть.

Желаю удачи!!!!

Психолог центра "Вместе" Анна Мохова