surprised-childЕсли вы родитель, который понимает что школа нужна ребенку не ради отметок а ради знаний, если вы хотите чтобы ребенок понимал школьную программу, любил учиться, интересовался всем – то эта статья для вас.

В наших обычных школах подготовку ведет учитель начальных классов. Родители считают, что за год или два, что ребенок будет посещать такую подготовку, ребенок во-первых, привыкнет к учителю, во-вторых поднатореет в школьной программе и ему будет проще учиться. На самом деле все далеко не так радужно. Разберемся почему?

Начнем с того, что учитель начальных классов - это человек, работающий с детьми младшего школьного возраста (с 7 до 9 лет). В идеале учитель должен знать не только новейшие методики обучения детей, но и хорошо разбираться в психологических и возрастных особенностях младшего школьника. Мало того, он в совершенстве должен справляться со школьной дезадаптацией и уметь объяснить вам, как родителю, чем вы можете помочь своему ребенку, чтобы привыкание к школьной жизни прошло наиболее благополучно. Для того, чтобы стать учителем начальных классов нужно закончить колледж по соответствующей специальности или педагогический институт. Учителя начальных классов изучают педагогику и возрастную психологию, и многие из них действительно неплохо преподают младшим школьникам программу начальной школы. Но знают ли эти люди, что делать с дошкольником? Понимают ли как правильно преподнести материал, как осторожно и нетравмирующе адаптировать ребенка к непростым условиям школы?

Учитель воспринимает дошкольника с высоты своего опыта (который никто не собирается оспаривать), но опыт то у него проходит с другим возрастным периодом! И в институтах педагоги дошкольного образования и школьного обучаются на разных факультетах. Многие учителя думают, что ребенок-дошкольник ничем не отличается от младшего школьника. Но это далеко не так!!!! 

У дошкольника ведущей деятельностью является игра. Что это значит? Это значит что до семи лет ему не то что положено, ему обязательно нужно играть! Сейчас в педагогических вузах практически везде говорят о том, что старшие дошкольники лишены сюжетно-ролевых игр, которые вытеснили обучением и занятиями. Дети не умеют играть, а это значит, что они пропустили очень важный этап в своем развитии – сюжетно-ролевые игры. А без этого этапа у ребенка не будет развито воображение, память, возможны проблемы с социальной адаптацией, самоопределением, речью, логикой, мышлением, мотивацией к обучению.

Ребенок дошкольного возраста не способен, в силу особенностей данного возраста, вынести 35-40 минут обычного урока. Согласно возрастным нормам для детей 5-6 лет, внимание его может удерживаться не более 5 минут и требует постоянной смены деятельности для поддержания интереса. Это значит, что его внимание непроизвольно. То есть ребенок еще не в состоянии волевым усилием удерживать внимание и делать это произвольно. Именно поэтому всю информацию до 7 лет ребенок должен получать в игровой форме (и не просто в игровой, а в интересной игровой форме). Педагог, осуществляющий подготовку к школе, обязан это учитывать.

Кроме того, слуховая память только еще развивается и инструкции должны даваться в строгом порядке, а материал преподносится только со зрительной опорой (картинками). А теперь представьте, как это возможно в классе с 30 дошколятами?

Ни о какой подготовке к школе в такой ситуации речи быть не может. Единственное чего можно добиться такими занятиями – перенапряжения ребенка, нежелания его идти в школу, развития страхов и комплексов («я ничего не понимаю, я не запоминаю, я плохой»).

На самом же деле, основная задача подготовительных к школе занятий – это не выучивание букв, цифр, дрессировка в чтении, а подготовка всех мыслительных процессов к дальнейшему обучению. Т.е. развитие зрительного и слухового внимания (чтоб ребенок умел концентрироваться на упражнении и переключаться с одного задания на другое), развитие зрительной и слуховой памяти (многие дети школьного возраста не могут рассказать, чем занимались и что проходили на уроке т.к. просто не запоминают этого, развитие логического и образного мышления (это и умение решать задачи, и видеть причинно-следственные связи, и мн. др.) ну и конечно развитие мелкой моторики. Если все вышеперечисленные ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ функции у вашего ребенка будут достаточно развиты, то проблем в обучении у него не возникнет.

Почему же эти функции не сможет развить учитель начальных классов? Ответ простой. Учитель не знает особенностей дошкольного возраста. Чтобы обучать дошколят, с ними надо работать (и не один год). Только тогда будешь знать как правильно подать материал. Учитель же относится к дошкольнику как школьнику. Что, несомненно, сказывается на качестве обучения. Ваш ребенок, возможно, научится читать, писать, считать, но есть риск того, что:

  1. он не будет понимать того, что делает (больше половины детей в 1 классе не понимают прочитанного)
  2. у малыша может пропасть желание учится в школе (если нагрузка при подготовке превышала силы ребенка)
  3. у ребенка будет отсутствовать комплексное мышление (ему будет тяжело использовать знания одной дисциплины для решения задач в другой)
  4. у ребенка может ВОЗНИКНУТЬ стресс, который несомненно скажется и на самооценке и на здоровье и на успеваемости

 

Кто должен заниматься подготовкой к школе?

Подготовкой к школе наиболее эффективно занимаются логопеды (обучение грамоте. Чтению и письму), психологи (психологическая подготовка – развитие внимания, памяти, мышления), педагоги дошкольного образования (в частности по формированию первичных математических представлений).

В настоящее время существуют достаточно неплохие игровые методики по обучению грамоте (Зайцев), по формированию математических представлений (Петерсон).

Автор: психолог детского центра "Вместе" Анна Мохова