Вот и закончились наши елки. Сидела и думала, что же они для меня? Чем ценны?elka2012-1

Первое, как для директора - это сближение нашего педколлектива. Когда логопед с 15 летним стажем или педагог по математике для дошкольников и младших школьников превращаются в Снегурочек, когда преподаватель танцев становится Снежной королевой, а талантливейший воспитатель перевоплощается в Снеговика, и я сама становлюсь Бабой-Ягой с одесским акцентом – это для меня уже сказка. Наши елки не для отчетности. Все, кто в них участвовал на протяжении 3 лет жили в них, были близки детям, делали любимое дело. А значит, были дороги для меня, для центра, для нашей общей идеи.

Второе, как педагога - это то, что наши елки ориентированы на детей. Больше чем где-либо. Это не обычный спектакль, где дети должны полтора часа сидеть без движения, это не утренник в саду, где дети учат стихи, смысла которых зачастую не понимают. Это прямое включение в сказку с учетом возрастных особенностей детей. А если простыми словами - наши елки понятны, интересны и важны самим детям. Возможно, мы из-за этого не оправдываем ожидания многих родителей, которые ждут танца снежинок и фотографий с Дедушкой Морозом, нравоучительных историй и рассказа их детьми стихов за подарки.

Села я вот это все подумала и решила, что нужно рассказать, почему наши елки такие.

Начнем с малышей. Почти никто из родителей не знает, что концентрация внимания у детей от года до двух лет – максимум 5 минут. Это значит, что еще пять минут ребенку может быть интересно действие, происходящее на сцене. Но дальше ему нужна будет смена деятельности, а значит сидеть и смотреть на представление ребенок уже не сможет. Кроме этого, дети до трех лет больше заинтересованы миром предметов, чем образов, сказок и т.д.

elki2012-3

Говоря педагогическим языком, до трех лет ведущей деятельностью является предметная, а уже после начинаются сюжетно-ролевые игры (и вот тогда детям уже интересно, когда есть сюжет и есть его развитие, без дополнительных стимулов). Поэтому бессмысленно требовать от ребенка 2 лет, чтобы он тихо сидел на стульчике и хлопал, когда его об этом попросят. Дети до трех лет – это сплошное, неугомонное изучение материального мира, это люди действия.

Именно поэтому малышковая елка построена на кукольном спектакле, в ходе которого каждый из героев после нескольких фраз просит деток помочь ему или выполнить какое-то задание, или нужно что-то с очередным героем сделать. В сказке Колобок - главный герой - убегает к Деду Морозу на Новый год и просит раскидать снежок, чтобы он побыстрее остыл, а Волчок просит набрать шишек, чтобы затопить самовар и угостить детей чаем из настоящего самовара. А вот Лису, чтобы она не съела Колобка дети закидывают синтепоновыми снежками, а на заколдованного Деда Мороза дуют через ленту с дождиком. Именно благодаря этому наша часовая малышковая елка каждый год проходит успешно, и еще полчаса дети водят хоровод, фотографируются, допивают чай с конфетами и печеньем.

Сама задача на целый час занять годовасиков для обычных педагогов невозможна - вам так бы и ответили в педвузе, или в детском саду, в котором работают воспитатели с образованием. Поэтому в садах елки для самых маленьких почти не проводятся. Их приводят на старшие елки на вручение подарков, и уж точно дети не являются участниками елочного процесса. Я действительно горжусь тем, что мы смогли сломать стереотип в этом смысле. А еще горжусь тем, что наши малыши в итоге так аккуратно знакомятся с Дедом Морозом, что он почти не вызывает у них страха – он не басит, не возвышается над малышами, а сидит спокойно и беседует с теми, кто не испугался. Остальные потихоньку подтягиваются. В общем, никакой ненужной мишуры и показухи.

elki2012-4Если говорить о старшей елке (с 3 лет до 7) то тут мы сделали акцент на сюжетно-ролевую игру (ведущую деятельность детей этого возраста) и превратили праздник в путешествие с расследованием. Здесь было волшебство: в этом году Баба-Яга вместе с детьми готовила отворотное зелье из подкрашенной воды, соды и лимонной кислоты, каждый ребенок бросил ложку в бокал, каждый увидел шипение и заворожено смотрел. Была помощь отрицательным (казалось бы) героям: Снежная королева порвала портрет любимого и ее сердце замерзло, а дети растапливали льдинки, внутри которых были заморожены части портрета и помогли Королеве оттаять ее сердце. Каждый ребенок был задействован как активный герой сказки, под каждым действием отрицательных персонажей прослеживалась личная история, которую дети помогли увидеть героям.

И самое-самое важное, как итог. Я видела столько счастливых глаз, столько веры в сказку, столько расслабленности. Для детей это очень важно. И я хочу обратиться к родителям: детские праздники нужны вашим детям, они учат их любить веселиться, уметь расслабляться, уметь придумывать новые варианты и т.д. Я наблюдала родителей, которым крайне важно было сфотографировать своих малышей на их первой елке, которые очень переживали, когда дети что-то не делали. Возможно вы не задумывались над этим, но утренник в первую очередь праздник для ваших детей, их первая елка, их первое приключение. Не стоит ругать их за то, что они не хотят что-то делать или делают что-то не так, как вы ожидали. В нашем центре никто не ждет от детей (тем более от годовалых и двухлеток) что они будут беспрекословно подчиняться сюжету елки. Никто не посмотрит на вас косо, никто не осудит. Почувствуйте себя на мгновение малышами, которые первый раз видят снегурочку, свой первый кукольный спектакль, которые чувствуют волнение мамы и папы, которые должны улыбаться в камеру, в то время как им гораздо интереснее потрогать елочку. Почувствуйте, и чуть-чуть поменьше требуйте от них.

Спасибо всем, кто был с нами в этом году!

elki2012-2