5mlvc9syc1eОдной из задач творческого развития детей (в том числе и на моих занятиях) является развитие у детей фантазии, воображения, уход от стереотипов и шаблонов в рисовании. Почему это так важно? Ведь многие родители считают, что задача педагога по творческому развитию научить ребенка отличать цвета, соблюдать формы, передавать правдоподобно в рисунке объекты живого и неживого мира. 

Когда я сама училась в педагогическом вузе, наша преподавательница по творчеству у детей дошкольников на самом первом занятии сказала так: "Дорогие мои. Творчество - это значит что? Это значит творить, быть творцом. Творцом, а не копировальщиком. Тем, кто придумывает, воображает что-то совершенно свое. Не придуманное до этого никем. Гениальными признаны только те художники, которые смогли отличиться от уже имеющихся, те, кто отрекся от стандартов, те, кто смог мыслить творчески!".

Помню, когда она это сказала мне захотелось заплакать. От счастья. Потому что я нашла поддержку в ее словах тому, как я с самого начала позиционировала свои занятия.

Итак. Самая основная задача творческого развития - это помочь ребенку фантазировать, выражать себя, и тут очень важно не испугать его, не зажать в рамки стереотипов. Я искренне полагаю, что научить рисовать можно даже обезьяну. Но научить творчески мыслить невозможно. Можно только создать условия для этого.

Как это сделать?

Хочу рассказать вам это на примере конкретного занятия. f8ubylpbwxw

Совсем недавно мы делали с ребятами работу в технике граттаж "Северное сияние".

На первом этапе мы поиграли в полярную зиму, побыли белыми медведями, вспомнили холодно или тепло на северном полюсе, я рассказала про полярную ночь и про полярный день. После мы посмотрели картинки с северным сиянием. Посмотрели на что похоже оно, каких цветов бывает. Такая подготовка важна для детей, ведь основной вид их деятельности - игра, а информация у них лучше усваивается если идет из разных каналов восприятия (слух, осязание, зрение).

Потом мы взяли восковые мелки и точилкой настругали цветных опилок, которые пальчиками хаотично размазывали по листу бумаги (лучше взять фактурную бумагу, например для акварели или пастели). Поговорили у кого какие пятна получились, на что похожи (тут полет фантазии был от радуги то летающих котов). Я предлагала детям цвета на выбор, также предложила дорисовать недостающие по их мнению пятна и рисунки. 
Что важно на этом этапе для творческого развития? Как раз то, что я не дала рамки детям (вы должны нарисовать дом и кошку), они сами выбирали сюжет, они сами выбирали цвета. Никто точно не знает каким должно быть северное сияние. Ведь его и сфотографировать то сложно. И они его не видели никогда. В общем максимум свободы и никаких порицаний.

sgtbtabvv10Дальше мы взяли свечки и натерли наш рисунок воском. Кто-то из детей сказал, что это как слой льда, кто-то сравнил с вареньем - я всегда спрашиваю на что похоже то, что они делают, не предлагаю готовых вариантов. Это тоже важно для развития их собственного воображения.
Затем мы придумали, что на смену полярному цветному дню пришла полярная ночь. Я спросила у них, какого цвета может быть ночь? Так как многие дети в группах ходят ко мне давно - их ответ отличался от обычного (черного цвета ночь). У кого-то она была синей с фиолетовым, у кого-то черной с голубым. В итоге я предложила смешать перечисленные цвета и посмотреть, что же получится? Результат всех удовлетворил и мы стали покрывать лист ночью!

Вы бы видели их таинственные мордочки. В комнате было тихо, как бывает только ночью. Потом у кого-то из детей началась ночная вьюга и буря, кто-то стал рисовать краской на ладошке и делать отпечатки "как у белого медведя".

На следующем занятии, когда работы уже подсохли, мы стали думать, как же освободить наши цветные пятна. Как рассеять ночь? Я предложила детям поцарапать краску и посмотреть что под ней. Для этого уже были заготовлены крючки для вязания.

Опять же, в этом случае я не пыталась навязать им свой образ мышления (поэтому я крайне редко делаю работы на глазах у детей, чтобы они не шли за мной, а учились доверять себе и своим желаниям). Каждый стал процарапывать узоры, которые хотел. У кого-то была цветная буря, кто-то процарапал пятнышки и сказал что это снежинки, которые сами как северное сияние. У кого-то сияние плавно текло через лист, у кого-то скакало через прыгалку. У всех я спрашивала мнение, и это давало детям понять, что я не жду конкретного и определенного результата.

zjufsznid-sПотом мы делали паспарту для работы, мыли кисти, протирали столы. Каждый из детей забрал свою работу. Каждому она была ценна. Ведь это было "именно его северное сияние и ничье больше". 

Для нас, взрослых такие свободные работы детей могут не нести ценности. Потому что выглядеть они могут далеко не так красиво, как полотна знаменитых художников. Потому что нас самих учили рисовать так, чтобы было понятно - вот это дом, вот это окно, вот это занавески. Но научились ли мы выражать себя? 

Мне очень повезло - в моей жизни были педагоги, понимающие, что фантазия ребенка важнее навыка правильно держать кисть и рисовать человеческий силуэт. Только благодаря им я все еще люблю рисовать и обожаю придумывать.

Хочу пожелать всем всем стать такими людьми для своих детей. Всех благ и творчества вам в жизни!