8FiLOgYCADY_1Часто родители машинально делают какие-то вещи, которые на самом деле не являются необходимыми. В основном из чувства долга и вины перед ребенком - он вроде бы маленький и если я "хороший" родитель, я обязан помочь. Но тут есть одно "но". Помощь должна быть разумной - когда трехлетний человек, способный ходить на своих ногах больше двух лет залезает к маме на ручки и отказывается идти (при условии, что это 50 метров от магазина до дома) эта помощь скорее идет во вред. Ребенок не учится ходить сам, не развивается, не становится самостоятельным, зависит от других людей, учится манипулировать родителями (например, устраивая истерику), ребенок не учитывает, что его просьбы не всегда выполнимы (ну сами попробуйте трехлетку на руках потаскать), что другим людям может быть тяжело. "Помогая" таким образом ребенку, можно вырастить законченного эгоиста и потребителя. Сколько таких мам потом разводит руками и удивляются, что же у них дети о матерях не заботятся и только о себе думают.

Именно таким детям бабушки в пятилетнем возрасте вытирают носы, одевают за них одежду, приносят еду с кухни в комнату.

Как с этим работать?

Первое. Подумайте, на что похожа просьба вашего ребенка. Точно ли на просьбу? Или это требование, топанье ножкой, хныканье, истерика? Прямую просьбу от всего перечисленного отличает то, что просьба подразумевает вашу свободу выбора. Согласиться или нет. Просьба всегда звучит приблизительно так: "Помоги мне пожалуйста сделать то-то". А не: "Хочуууу твою конфету! Мне тяжело идти! Хочу на ручки". Итак - ХОЧУ .... - это не просьба. Это выражение желания, которое вы не обязаны исполнять.

Второе. Оцените, в состоянии ли ребенок сделать то, о чем он просит самостоятельно. Причем постарайтесь здесь быть объективными. Все-таки когда мамы говорят, что ребенок в 4 года не ест ложкой потому что не может (при условии нормального развития) это не совсем объективно.

fUQx_yQXK_U_1

Третье. Попробуйте понять что именно вы испытываете. Зачем кидаетесь с каждой мелочью на помощь? Вы хотите, чтобы ребенок нуждался в вас как можно дольше? Как можно дольше не смог сам одеваться, вытирать нос, ходить в туалет, убирать за собой, готовить себе, учить самостоятельно уроки, быть ответственным за свои поступки, самостоятельно поступить в институт и найти работу, ту которую действительно сам хочет, выбрать себе те отношения, в которых именно он будет счастлив? Что случится, если ваш ребенок в год будет ходить до площадки сам (пускай и за ручку),в два будет одеваться самостоятельно (в нашем домашнем саду в два года уже все дети одеваются), научиться убирать и мыть за собой посуду в три, будет развитым и самостоятельным? Возможно, вы не будете понимать зачем вы ребенку? Но тут я вам скажу - вы ведь учите ребенка, вы являетесь для него самым главным и первым педагогом, и в общении и во взаимодействии с миром. Не превращайте себя в объект манипуляций и источник удовлетворения потребностей. Иначе в ваших отношениях вы превратитесь в удобную функцию, а не в равноправного человека.

Четвертое. Подумайте, на самом ли деле вы хотите помогать. Одним из пунктов психологической декларации прав человека является то, что "вы не обязаны выполнять просьбы других людей, если вам не хочется". Дети тоже люди. Поэтому хотя бы пару раз прислушайтесь к себе. Даже если вам не сложно что-то сделать - послушайте себя. Когда вы научитесь слышать себя, это будут делать и остальные люди на планете. И ваш собственный ребенок.