или

О детских садах, гуманизме, психологах и мотивации

Однажды в феврале, три года назад, мы создали домашний детский сад, в котором просто не будут относиться к детям плохо. Мы решили создать место, где детям можно будет быть детьми. В котором не будет оценок и сравнений воспитанников, как внешней мотивации (Вова плохой, а вот Маша добрая). В котором критика будет конструктивная и только выражающая личное мнение педагога. В котором воспитатели будут знать, как реагировать на слезы, агрессию, страхи детей правильно. С одной стороны не оставляя их в этом одних, с другой, не запрещая их проживать самим. Мы решили создать место, в котором детей не будут заставлять - ни есть, ни спать, ни заниматься. Но в котором будут давать детям выбор, в котором детям будет отдаваться ответственность (ты можешь не есть, если не хочешь. Следующий раз еда будет в обед). Мы придумали и реализовывали сад, в котором дети будут чувствовать себя и свои потребности, а значит есть, отдыхать, развиваться ради себя, а не потому что заставили. Мы создали место, в котором будут учить договариваться (а не подавлять авторитетом или жаловаться), в котором будут учить отстаивать свои права (а не считать себя априори плохим и не имеющим прав), в котором дети будут чувствовать весь спектр эмоций, не обделяя себя и не считая, что есть плохие чувства. Мы придумали наш сад как место, в котором детей будут принимать даже разозлившимися, в апатии, в страхе, в гневе, в обиде. Но в котором не будет подмены принятия - либерализмом и вседозволенностью.

И мы сначала делали самый главный упор на этот психологический смысл-дать детям место для них самих, таких, какие они есть. У нас за плечами был опыт гуманистических психологов и школ. Мы были теоретиками, которые хорошо знали основы гуманизма, готовыми попробовать. И как ни странно, сразу нашлись те, кто тоже хочет участвовать в этом - родители, педагоги, спонсор.

Мы проводили развивающие занятия, но упор первый год -полтора был на развитие эмоционально-волевой сферы и на создание свободной, ответственной, принимающей среды -наши воспитатели были в паре с психологом, по каждому ребенку велась кропотливая работа, связанная с обучением педагогов индивидуальному подходу, по работе психолога с детьми.

Вот этому ребенку важно дать время, а этому нужна быстрая смена деятельности, а вот тому - нужна тактильная поддержка. Мы просто хотели создать детям безопасную среду.

Как же мы удивились, когда при не очень интенсивном развивающем процессе дети стали выдавать очень высокие показатели развития интеллекта! Оказалось на практике-свобода, ответственность, правила, принятие, разделение с детьми эмоций работает так, что детям самим становится интересно обучаться, познавать! Потребности в проявлении себя были удовлетворены. Мотивация к занятиям росла сама. Изнутри!

Спустя полтора года мы стали приглашать в сад логопеда, педагога по математике, физическому развитию. Все они были из наших - гуманистов, обучающихся у меня и нашего психолога Ани Моховой, все имели возможность консультироваться, узнавать про детей и про наш подход. Это сейчас дало то, что дети по многим показателям выше нормы, при этом никто не заставляет их - все происходит естественно. Как я уже говорила на радио, детям естественно учиться. Это их внутренняя потребность. И если не заставлять, создавать безопасную среду, доверять детям, их естественному темпу развития, быть готовым отвечать на вопросы и не опережать из-за своей тревоги интересы ребенка-он САМ будет ХОТЕТЬ РАЗВИВАТЬСЯ!

Теперь в нашем саду весь персонал обучается в первую очередь гуманистическим принципам образования и психологическим аспектам воспитания. И я считаю это самая главная уникальность сада - к нам идут только те, кто готов принимать эту систему. Люди, которые умеют поддерживать детей, слышать и слушать, держать границы занятий, адекватно устанавливать и соблюдать правила, понимать, что происходит с ребенком и давать на это адекватную реакцию. А также поддерживать, не формируя позицию жертвы (бедный мой бедный), давать ребенку учиться опираться на себя. Доверять детям во всяческих вещах -выборе занятий, одежды, еды, своего творческого пути решения задачи, своего эмоционального состояния. Помогать детям формировать собственную ценность, а не жажду оценок со стороны. Давать проживать эмоции, любить себя таким, какой есть. Принимать свои особенности как собственную уникальность.

Интересно, что вот это все вроде бы закреплено в Законе Об образовании-все эти ценности, которые мы научились реализовывать в саду. Однако я не вижу этого в городских и других садах, не говоря о школах. И если честно это расстраивает ужасно. Вся система с самого верха не работает-потому что мотивацию детям пытаются дать снаружи, заставить, застыдить, запугать оценками. Но ЭТО НИКОГДА НЕ РАБОТАЕТ! Ребенок будет учиться ради того, чтобы его любили, из страха быть плохим, чтобы купили куклу/планшет/квартиру, но не для себя. А значит толку ноль. Нет внутреннего интереса - нет запоминания и применения в жизни. Мы не можем заниматься долго тем, что неинтересно.

Одним из самых страшных последствий системы внешнего мотивирования становятся дети без интереса, дети с низким уровнем осознания своей потребности развиваться, дети с апатией, депрессией, неуверенностью в себе и не умеющие брать на себя ответственность. Дети, ждущие сильную руку, наказания, страданий.

Сколько таких приходит к нам в центр и первое время приходится их размораживать, согревать, заново заслуживать доверие. Сколько их-детей, идущих с понурой головой, ссутулившихся, еле волочащих ноги, живущих с вечным чувством вины 'я недостаточно хорош"? Почему в большинстве городских и других садах все еще воспринимают детей как неравных, не имеющих прав, не могущих нести ответственность за решения? Почему "гуманистические принципы воспитания" только на бумаге?

Меня крайне заботит этот вопрос, тем более, что у нас получилось, мы не просто говорим об этом, мы делаем и имеем результаты. Значит это возможно. Теперь выбор за участниками процесса -детьми, родителями, педагогами.

Мы готовы делится опытом, выступать, рассказывать, обучать персонал, консультировать. У нас есть школа для родителей, где можно поучиться. У нас есть обучающие тренинги для педагогов. У нас есть сам детский сад и центр, в котором наши принципы и наш подход реализуется каждым участником.

Мы можем консультировать педагогов в формате супервизий-помогать педагогам осознавать, что же с ними происходит в сложных ситуациях и что с этим делать.

Мы очень хотим помогать нашим детям, чтобы образование было для них, а не для показателей, педсоветов, отчетности. Чтобы дети учились для себя, а не заслуживали через оценки любовь родителей, высокий статус и все равно несчастную жизнь (ведь жизнь "для других" не может быть счастливой).

Мы хотим помогать образованию действительно становится ориентированным на детей, гуманистическим и действительно работающим.

Мы - детский центр и домашний детский сад "Вместе".

Вот ссылка на группу сада ВКонтакте - http://vk.com/club35237949, а вот ссылка на группу центра ВКонтакте - http://vk.com/centrvmeste. Именно там - самые свежие новости о нашей работе, фотографии и видео с занятий, и многое-многое другое.